top of page

Елочкина сказка

Елка наряжается - праздник приближается. Новый год у ворот, ребятишек елка ждет.

Аким Яков

Помните это стихотворение? Ну конечно же, помните! И это совсем не удивительно, так как настоящее Новогоднее чудо невозможно, немыслимо без елки! Настоящей или искусственной, мягкой или колючей, но конечно – самой лучшей! Гирлянды, мишура, игрушки, маленькие «деды морозы» - важные атрибуты, но главное украшение праздника – это все-таки новогоднее дерево, сосна или ель.

Но, прежде чем занять свое почетное место в наших сердцах, рождественским и новогодним елочкам пришлось преодолеть множество препятствий и пройти довольно долгий путь. В нашей стране традиция встречи нового года 1 января начинается только в Петровскую эпоху. Историки отмечают, что наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев в России впервые было назначено царским указом

1 января 1700 года, но оно не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит лишь спустя полтора века. 24 декабря 1817 года, по инициативе великой княгини Александры Федоровны, была устроена первая домашняя елка в личных покоях императорской семьи. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, уже императрица, организовала первый праздник «детской елки» для пяти своих детей и племянниц - дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большой столовой дворца.

Однако, вплоть до начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую елку в России не существовал, только дворцовые елки были исключением. О елках в столичных домах не упоминается даже в литературе, но с начала 1840-х о новогодних деревьях, как о большой новинке, уже пишут – сначала в рекламных проспектах. В середине сороковых годов встречаются отдельные упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий, так как украшают деревцо, как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда. Все это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Это нововведение переживает необыкновенный интерес, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся елки.

Первая публичная елка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Установленная в зале огромная ель «одной стороной прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». Вскоре публичные елки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах. В Москве с начала 1850-х годов праздники елки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными. Гораздо медленнее эта традиция проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах еще долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда.

После октябрьских событий 1917 года никаких официальных запретов на елки и празднование Рождества не вводилось. Если елка и стала большой редкостью в домах, то не в результате специальных запретов, а из-за растущих экономических проблем. Напротив, в канун Нового 1918 года Горький и Бенуа подготовили и выпустили в Петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Елка», оформленную самыми известными российскими художниками. В книгу были включены произведения самого Горького, Чуковского, Ходасевича, А.Н. Толстого, Брюсова, Саши Черного и многих других. На обложке был помещен рисунок наряженной елки, вокруг которой в веселом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. Кстати, на верхушке дерева сияла восьмиконечная Вифлеемская звезда!

Ситуация стала резко меняться к худшему в 1922 году, когда в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», а позже новогодние елочки попали под запрет, так как традиция была признана «слишком религиозной». Перелом в отношении к новогодней елке случился в 1935 году, но рекомендовалась она уже в новом качестве - как детская забава. Елка стала зеркалом нового мира советского ребенка, ее украшение и новое предназначение отражали круг мировоззрения и воспитания маленьких строителей коммунизма. На новый 1937 год детская елка впервые проводилась в Аничковом дворце, ставшем к этому времени Дворцом пионеров. Советские елки отличались публичностью, массовостью, обязательностью проводимой на них воспитательной работы.

В период расцвета СССР елка стала частью советской новогодней культуры, заняв почетное место где-то между шампанским, мандаринами и салатом «оливье». Празднично наряженные елочки стояли повсюду - на улицах, площадях, во дворах, на станциях метро. И, конечно же, практически в каждой квартире. Демократичный подход к самому дереву стал неписанным правилом - елка запросто могла быть искусственной, или вообще сосной.

В настоящее время новогодняя елочка – это, за редким исключением, общепринятая мировая традиция. Рождественские и новогодние деревья украшают как огромные площади столиц, так и скромные дворы в провинции. Даже в странах, где и снега-то никогда не видели, а местные «деды морозы» раздают подарки в шортах, очень любят елочки. Но в России, где зима, рождество и новый год – практически тождественные понятия, к праздничному дереву отношение особенно трепетное. В чем же секрет такой искренней и долгой любви? Наверное, в вечном ожидании чуда, которое свойственно всем детям, в каком бы возрасте они не находились…

Избранные записи 
Новые записи 
Мы в соцсетях
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка YouTube с длинной тенью
  • Иконка Instagram с длинной тенью
Наши сайты:
Поиск по ключевым словам
bottom of page