top of page

Первые библиотеки на Руси


Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, из которой складывались условия, необходимые для формирования библиотек. Так почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Общество ощутило потребность в обобщении полученных знаний, но этот фактор не является главным. Появление библиотек на Руси в первую очередь связывают с возникновением на территории нашей страны мощного древнерусского государства - Киевской Руси.

Еще до формирования централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к X веку. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл познакомился в Херсонесе с книгами: евангелием и псалтырем, написанными «роусьными письменами». Все рукописные книги ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала - пергамента. Книги и другие памятники письменности в X-XI веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек. Что же касается первого летописного указа для библиотек, то он относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

Библиотека Ярослава Мудрого

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историки русской церкви определяют книжный фонд первой библиотеки примерно в 500 томов. Несомненно - в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, ее фонд непрерывно увеличивался.

Сохранить библиотеку было делом сложным. Можно уверенно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, но на их месте возникали новые. В 1169 году Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями – и опять пострадал книжный фонд библиотеки.

Сокровища Новгорода

Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг XII-XIV веков более половины приходится на долю Новгорода. Именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга: «Остромирово евангелие».

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского «владыки». В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали книги. Как же выглядела эта библиотека? Это поразительно, но ее можно осмотреть и в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась и прежде: в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Среди них есть и уникальные: трактат «Наказ писцам», подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Первые каталоги

К XVI веку сложилась практика составления описей библиотек. Эти описи содержали первые элементы систематизации, являясь предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.

По мере усиления процесса централизации государства, роль самостоятельных княжеств как центров сбора, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение книги в провинцию.

Славные имена

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось более тысячи книг. Уникальной была и библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного. К сожалению, эта библиотека исчезла в Смутное время.

Значение древнерусских библиотек, которые являлись и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранилищами» огромно: они сохранили для нас ценнейшие памятники истории. Оценивая их культурное значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности.

Первый книгопечатник Руси

Иван Федоров (также Федорович или Москвитин): один из первых русских книгопечатников. По традиции его часто называют «первым русским книгопечатником». Что известно абсолютно точно - Иван Федоров является издателем первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основателем типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой.

Иван Федоров родился между 1510 и 1530 годами. Более точных сведений о дате и месте его рождения нет. Так или иначе, сам Федоров писал о Москве как о своем «отечестве и роде», и в переписке добавлял к своему имени «москвитинъ». Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу. По версии Е.Л. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529 - 1532 годах.

По всей видимости, после окончания обучения он принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлевском храме Николы Гостунского. В 1552 году Иван IV решил начать книгопечатание; для этой цели начали искать мастеров печатного дела. В этом же году по просьбе Ивана Грозного, из Дании был прислан типограф Ганс Миссингейм. Кроме того, из Польши были выписаны были новые буквы и печатный станок. В 1550-е годы было издано несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий. Где была эта типография - неизвестно, также неизвестно, кто был руководителем. В послании Ивана Грозного от 1556 года новгородским дьякам говорится о мастере печатных книг Маруше Нефедьеве, которого Иван Васильевич послал в Новгород. Маруша должен был привезти в Москву новгородского мастера Васюка Никифорова, который «умеет резати резь всякую». Последний предположительно был гравером первой московской типографии. А сам Маруша, возможно, был руководителем типографии после Ганса Мессингейма. Предполагают также, что в этой типографии работал и Иван Федоров в качестве ученика. В 1563 году по приказу Ивана IV в Москве был устроен дом «Печатный двор», который царь щедро обеспечил от своей казны. В нем и был напечатан «Апостол» в 1564 году.

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это первая точно датированная печатная русская книга. На следующий год в типографии Федорова вышла его вторая книга: «Часовник».

Необходимо отметить, что процесс проходил на фоне нападок на печатников, о которых мы знаем как со слов самого Федорова, так и из несколько более позднего сообщения английского дипломата Джильса Флетчера, утверждающего, что типография была сожжена невежественным духовенством. Вскоре после издания «Часовника» Федоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское. Существует предположение, что вражда духовенства против печатников была обусловлена конкуренцией монахов-переписчиков, цены на труд которых сбивала печатная книга. Сам Иван Федоров в послесловии к Львовскому «Апостолу» 1574 года пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников и учителей, которые завидовали ему, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить книгопечатание.

В Литве Федорова радушно принял гетман Ходкевич, который основал. Первой книгой, отпечатанной в новой типографии силами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное Евангелие» (1568 г.) - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Федоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Для продолжения печатного дела Иван Федоров переселился во Львов, но испытал немалые трудности. Для продолжения книгопечатания нужны были денежные средства. Для этой цели книгопечатник обратился за помощью к богатым русским и греческим купцам, но купцы не помогли. Помощь оказали отдельные небогатые священники и городские прихожане. В основанной им новой типографии Иван напечатал второе издание «Апостола» (1574 г.). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Федорова, где он рассказывает о гонениях.

Предпринимательская деятельность первопечатника не была успешной: в Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Продажей книг Иван также занимался в Кракове и в Коломые. В 1579 году типография Федорова вместе с 140 книгами была заложена, Ивана же пригласил к себе Константин Острожский, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке. В 1575 году Иван Федоров-Москвитин был назначен управляющим Дерманского монастыря.

Книгопечатник Иван Федоров был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом он отливал пушки и изобрел многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал свое изобретение при дворе императора Рудольфа II. Некоторое время он работал в Кракове, Вене и в Дрездене.

По возвращении из очередной поездки 5 (15) декабря 1583 г. Иван Федоров скончался в предместье Львова. Похоронен в Святоонуфриевском монастыре.

Наследие книгопечатника Ивана Федорова трудно переоценить. Можно бесконечно спорить о том, кто действительно был первым книгопечатником на Руси, но невозможно отрицать тот факт, что жизнь и судьба уроженца Москвы была положена на алтарь «Божьего дела». Именно так он сам называл книгопечатание.



Избранные записи 
Новые записи 
Мы в соцсетях
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка YouTube с длинной тенью
  • Иконка Instagram с длинной тенью
Наши сайты:
Поиск по ключевым словам
bottom of page